Об отечественном музыкальном образовании и загадочном российском культурном коде, о том, чем нам обязан Китай, рассказывает один из самых популярных пианистов современности, народный артист РФ, лауреат Государственной премии Денис Мацуев.
— Мир обязан России великими романами XIX века. Да и в XX веке, времени Платонова, Булгакова, Гроссмана, наша литература была очень значительной. В ХХ веке едва ли не лучшим в мире был русский театр: от Станиславского и Мейерхольда до Товстоногова, Любимова и Эфроса. У нас было большое кино. А сейчас у нас нет ни великих романов, ни великих театральных режиссеров, да и отечественный кинематограф заметно «выдохнул». Осталась ли наша страна великой музыкальной державой?
— Ваш вопрос надо бы разделить на две части: касающуюся исполнительства и имеющую отношение к современным отечественным композиторам.
Русская исполнительская школа по-прежнему остается великой. Более того: сейчас происходит ее всемирная экспансия.
У меня есть фестиваль Crescendo, который начался в 2005 году, когда мы придумали его с Давидом Яковлевичем Смелянским. Задача была в том, чтобы собрать тех исполнителей, кто в девяностые годы по разным причинам покинул нашу страну. И показать, в первую очередь, русской аудитории, потому что в филармонической афише на тот момент оставались наши мэтры, но молодых имен никто не знал. И это был самый настоящий прорыв, абсолютное потрясение. Публика познакомилась с исполнителями моего поколения и теми, кто был моложе. Они получили еще советское образование и по понятным причинам в девяностые годы уехали на Запад, учиться и концертировать. Так они потеряли связь с нашей страной.
А сейчас отечественная филармоническая афиша на 80–90 процентов представлена «крещендовцами». Многие из них возвратились в Россию, преподают, имеют свои фестивали и другие проекты. Наша главная задача оказалась выполненной.
Но при этом их знает и мировая аудитория.
Когда рухнул Советский Союз, наши русские исполнительская и педагогическая музыкальные школы распространились по всему миру, перемешались с другими школами. Стало как в фигурном катании, когда на соревнованиях побеждают участники не из России. Ан глядь — тренеры-то у победителей наши... Так и на международных музыкальных конкурсах: когда побеждают китайцы и корейцы, ты видишь, что у них русские педагоги.
А если мы говорим о нашей совсем юной исполнительской школе, то поколение, которое я патронирую в нашем фонде «Новые имена», в конкурсе Grand Piano Competition, на фестивале Crescendo и телепроекте «Синяя птица» совершенно удивительно. Юные дарования возникают вопреки всему.
Как правило, они не из музыкальных семей. Зачастую — из маленьких сел или даже деревень. Порой это безотцовщина, и их семьи находятся не в самом лучшем финансовом состоянии...
Рационального, логически обоснованного ответа на вопрос, почему в нашей стране каждый год появляется столько исполнительских талантов, у меня нет. Все-таки, наверное, у нашей нации есть этот загадочный культурный код... А еще, конечно, сказывается инерция нашего великого советского музыкального образования.
Наш фонд «Новые имена» каждый год объезжает минимум двадцать пять регионов. Их посещают лучшие профессора Московской консерватории. Они дают свои мастер-классы, по итогам которых мы вручаем стипендии «Новых имен» вундеркиндам, нашим маленьким искоркам, и они входят в нашу семью. Мы смотрим, как они живут, наблюдаем за их развитием. Решаем, кому из них надо немедленно продолжить учебу в Москве, а кому-то, возможно, стоит еще «повариться» в атмосфере своей малой родины.
Это удивительное поколение! Оно успевает жить в жесточайшем современном темпоритме. Это не просто увлеченные своим делом «ботаники»-музыканты.
Они успевают читать, ходят в кино и театр, разговаривают на иностранных языках, владеют компьютерными технологиями. У них потрясающее чувство юмора. И, главное, им присуще уникальное чувство свободы, которое возникает в процессе концерта.